Уроки математики: практика и теория

Хорошего настроения! Приветствую Вас на страницах WomenLot.ru.

Казалось бы, что общего математическая фобия имеет с другими видами страхов, вроде боязни пауков или змей? Ранее ученые не могли истолковать эту проблему, объясняя ее сугубо психологическим феноменом. Как не бояться математики?

Как не бояться математикиОтчетливо помню, как в 5-м классе у меня начиналась паника перед выходом к доске для решения задачек. Причем первые три года учебы трудностей с математикой у меня не наблюдалось, а когда появились более сложные примеры — страх накатывал снежным комом.

Откуда берется страх математики?

Я вжималась в стул, пока учительница медленно вела ручкой по списку фамилий, и если, к несчастью, она останавливалась на моей (как хищник чувствует страх будущей жертвы), меня в буквальном смысле бросало в жар.

Отвечая у доски, я впадала в ступор, который тормозил ход моих мыслей, отчего я допускала ошибки и решала задачу медленно.

Подобного не происходило во время уроков химии и физики, казалось бы, по сложности не уступающих математике. И это при том, что химичку боялась вся школа, а некоторые главы из учебника по физике казались темным лесом.

Несмотря на то что я получала по алгебре и геометрии твердые четверки, боязнь значков тангенса и котангенса настигла в будущем на предметах высшей математики и теории вероятности в университете.

Я упорно посещала дополнительные курсы и получала зачеты, но страх и неуверенность все равно никуда не улетучивались.

«Училки» из детских кошмаров

Естественно, все мы разные: у одних больше развиты способности к точным наукам, у других — к гуманитарным.

Дети до 10 лет обладают иной памятью, чем та, которую они обретают в старшем возрасте, потому малыши и школьники младших классов плохо воспринимают абстрактные понятия, а скажем, проблем с языками не имеют.

Вот почему ребенку сложно понять, что такое «три плюс три», а вот «три кота и еще три кота» воспринимается легче.

Как победить стах математикиПомните известную задачку из советских учебников за 8-й класс: «Олень заметил упавшую в озеро ветку. За 10 секунд волна от ветки дошла до берега. При этом расстояние между соседними волнами было 10 см, и за 2 секунды было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко от берега упала ветка».

Уверена, что многие не помогли бы оленю. Математическая фобия как раз с этого и начинается, когда родители и учителя ссылаются на лень и отсутствие способностей у ребенка вместо того чтобы объяснить ему математику хотя бы на пальцах, чтобы он перестал ее бояться.

Еще лучше — просто подождать и уделить больше времени тем же языкам, раз это неплохо получается.

Далее вырисовывается такая картина:
ребенку становится страшно делать то, что ему неясно.

Учитель полагает, что он глуп, и ставит ему двойки, вместо объяснений как не бояться математики.

На вопрос учителя: «Всем понятно?» ученик кивает головой вместе с остальными одноклассниками, чтобы не выглядеть белой вороной. Эти детские «непонятно» с каждым уроком накапливаются в и так переполненной голове и перерастают в комплекс выглядеть глупым.

На заключительной стадии развития фобии решающим фактором выступают родители и учителя, которые требуют от ребенка ответов на абсолютно непонятные вопросы. А если еще и учитель строгий, голос повышает, при этом доступно для всех предмет не объясняет, а то и сравнения приводит, мол: «Смотри, Ваня быстро справился! А ты стоишь у доски с такой легкотней!», то фобия гарантирована.

Опрошенные в «Фейсбуке» люди разделились примерно наполовину: часть были влюблены в математику и щелкали задачки как орешки, а часть не воспринимали этот предмет и боялись выходить к доске.

Объединяет «трусишек» одно —
боязнь учителя.

Комментарий опрошенных в «Фейсбуке»: «Жуткий учитель был, который (как мне тогда казалось) оценивал совсем несправедливо. Отсюда и нелюбовь к предмету. Хотя на геометрии иногда было интересно».

Слова коллеги: «Я впадала в оцепенение от геометрии. Это не было страхом, больше растерянностью от того, что я не понимаю этого предмета. По остальным успевала хорошо, и проблем не было».

«В 7-м классе у меня была ужасная учительница по математике. Она специально занижала оценки под предлогом обязательных дополнительных занятий с ней за отдельную плату. Я очень боялся алгебры», — делится Максим.

Тем не менее молодая учительница 5-го класса одной из школ рассказывает, что, будучи новоиспеченным классным руководителем и учителем математики, наоборот, пытается привить интерес своих подопечных к этой науке. «Я никогда не повышаю на детей голос, стараюсь вести себя спокойно и уравновешенно. За полгода приучила учеников не бояться поднять руку и переспросить о непонятных моментах в формуле.

В 5-м классе детей можно приучить к дисциплине и создать имидж строгого учителя. Но именно строгого и последовательного, который будет авторитетом для учеников, а не истеричного неврастеника, готового бить по рукам указкой за непонимание материала.

Конечно, у меня есть пара двоечников. Не могу сказать, что они боятся меня или сам предмет. Они отстают и в других дисциплинах. Один мальчик подходит ко мне после урока и просит объяснить задачу, а второй действительно ленивый, и я часто общаюсь с его родителями», — поясняет классный руководитель.

Очень важно, чтобы учитель максимально доступно объяснял ребенку азы математики. Сегодня даже многие западные университеты предлагают помощь студентам, страдающим математической фобией.

Как раз «царицу всех наук» нельзя упускать в самом начале, обязательно нужно объяснить, как не бояться математики. Поскольку одни схватывают на лету, а другим надо уделить больше внимания, то именно учитель должен помочь тем, кто отстает, а родителям стоит задуматься — не взять ли дополнительно репетитора.

Ведь пропустив по какой-либо причине несколько уроков географии, гораздо легче позже зазубрить названия столиц мира, чем выучить хоть и на зубок тригонометрические формулы, не понимая при этом, куда их применять.

Но самое главное — сохранять оптимизм и поддерживать ребенка. Как можно чаще вовлекайте его в ситуации, где познания в математике требуются в реальной жизни.

Например, на кухне, когда нужно взвесить продукты перед приготовлением обеда. И, кстати, ни в коем случае не говорите: «Я тоже никогда не знал и не понимал эту математику». Вы же не хотите, чтобы спустя годы сын или дочка повторяли те же слова вашим внукам?

«Болезненный» предмет Важно разделять ситуации, когда ребенок ленится, не желает делать уроки и не понимает, зачем вообще нужен этот предмет, а когда он страдает от математической фобии, не позволяющей добиться успехов в точной науке.

Такой страх может проявиться в любом возрасте, но у большинства учеников он возникает в 5-м классе. До этого они хорошо справляются с предметом: как правило, потому, что воспринимают его как занимательный, интересный и полезный.

Затем учебный материал становится более абстрактным, изучение теряет прикладной характер. Дети разочаровываются, поскольку не могут усвоить сложные понятия, и это порой убивает их интерес к математике.

Если не предпринять соответствующие меры, боязнь перерастет в реальную фобию. Американские ученые утверждают, что математическая боязнь имеет под собой тот же нейрофизиологический фундамент, что и другие фобии.

Протестировав испытуемых, они определили, что в головном мозге происходит усиленная активация центра формирования эмоций (страха) и центра памяти. Одновременно падает активность участков, которые отвечают за рабочую память и обработку числовой информации.

Более того, предчувствие того, что в данный момент придется решить математическую задачу, привело у испытуемых к активации специфической зоны головного мозга, анализирующей прямую физическую угрозу и болевой опыт. То есть ожидание решения примеров для таких людей сродни ожиданию приема к врачу.

Исследователи надеются, что теперь при диагностике этой странной фобии можно руководствоваться не только психологическими признаками, которые часто бывают истолкованы неверно, но и подкрепить их нейрофизиологическим анализом.

Без математики — никуда

Боязнь того, что человек не сможет решить математическую задачу, занимает в его рабочей памяти столько места, что на само решение остаются ограниченные ресурсы.

Стресс, вызванный таким беспокойством, ставит множество преград перед людьми, которые собираются поступать в вуз.

Моя знакомая в школе мечтала быть архитектором, но из-за четверки по алгебре и страха перед поступлением в Киевский национальный университет строительства и архитектуры подалась в юристы.

В некоторых американских школах даже практикуют такой метод: во время выполнения очередного домашнего задания накануне дня, когда будет математика, ученики выкладывают на бумаге все свои переживания и ощущения, связанные с этим предметом.

Итак, как побороть страх перед математикой:

  • — откажитесь от практики решения задач по порядку.

Вначале просмотрите всю работу или тест и начните с тех заданий, которые кажутся легче;

  • — отнеситесь к изучению математики как к занятиям спортом.

Тренируйтесь, и успех со временем придет;

  • — не стесняйтесь обращаться к друзьям и близким за помощью в выполнении домашних заданий;
  • — помните, что следующий учебный год — это новый год.

Пусть в этом году с математикой не все получалось, а вот в следующем будет новый учитель, и дела пойдут на лад.

Родители обязаны поддерживать детей в изучении математики, ведь это крайне важная дисциплина. Если дети не будут знать этот предмет, в стране будет меньше инженеров, ученых, а это серьезный повод для беспокойства.

Пожалуйста, не забудьте поделиться с друзьями статьей, если она вам понравилась.

Проголосуйте за статью
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *