Учимся правильно общаться с ребенком

В свое время автором бестселлера «Общаться с ребенком. Как?», психологом Юлией Гиппенрейтер была разработана техника активного слушания. Миллионы родителей прибегли к ней и в результате по-настоящему подружились со своим чадом.

При этом возраст ребенка не имеет никакого значения.

Как правильно общаться с ребенком

Правильное общение с ребенком

Если имеет место расстройство, обида, неудача, боль, стыд, страх ребенка или грубое, несправедливое отношение к нему, то главной помощью для его станет «активное» слушание родителей.

Для многих родителей такая техника является непривычной, так как она не соответствует нашему менталитету (мы поучаем, оцениваем, укоряем – это наши устоявшиеся привычки). Однако эффективность, предлагаемой нами методики, проверена и доказана. Итак, познакомимся с ее главными правилами.

Повернитесь к ребенку лицом

Следите, чтобы в процессе общения с ребенком ваши и его глаза были расположены на одинаковом уровне. В случае маленького ребенка надо сесть возле него, взять его на коленки. Положение родителя, а также его поза являются первыми, самыми сильными сигналами, которые указывают на степень готовности к выслушиванию и усвоению информации.

Не стоит задавать вопросов

Когда в беседе участвует расстроенный, огорченный ребенок, то родителю надо отказаться от вопросов.

Желательная форма родительских ответов – утвердительная. Во многом утвердительные и вопросительные предложения схожи, но ответная реакция на них различна.

Простой пример. Как правило, частым ответом ребенка на вопрос «Что стряслось?» является следующий – «Ничего» Рациональнее спросить: «Я заметила, что у тебя что-то стряслось, поделишься со мной?».

Во втором случае родитель значительно облегчает начало рассказа своего чада. В чем же секрет второй фразы? Все просто – она является вопросом, который лишен ноток сочувствия.

Надо держать паузу

Каждая родительская реплика должна сопровождаться молчанием, но непродолжительным. Такая хитрость помогает ребенку разобраться со своими переживаниями. Он лучше осознает факт присутствия родителя.

Нелишней будет пауза, следующая за ответом ребенка, так как есть вероятность того, что он дополнит свой ответ. Определить неготовность ребенка к реплике родителя позволяет его внешний вид. Если детский взгляд не обращен на родителя, то начинать родителю говорить не стоит.

Почему? Ребенок занят важным делом – разборкой прежней информации, осмыслением того или иного момента.

Назовите чувство по имени

Этот пункт проще всего объяснить на примере.

Скажем, дочка собирается в школу. Вы просите ее надеть шапку. Она кричит: «Я терпеть не могу эту уродскую шапку!» Обычно вы отвечаете: «Почему это она уродская?» или «Тебя никто не спрашивает!»

А теперь попробуйте сказать иначе: «Да, я вижу, что она тебе не нравится». Важно назвать по имени чувство, которое испытывает ребенок. Выразить сочувствие, понимание.

Так вы можете начать разговор и мирно все обсудить. Например, рассказать, как вас в детстве мама просила надеть шапку и что только сейчас вы понимаете, что таким образом она выражала свою заботу.

Тренинг здесь и сейчас

Попробуйте встретить ребенка как своего лучшего друга. Чтобы настроиться на нужный лад, закройте глаза и представьте, что перед вами любимая подруга, которую вы давно не видели.

Как вы покажете, что рады ей, что она вам близка и дорога? Что скажете ей? А теперь представьте вашего ребенка. Вот он приходит домой. Вы говорите: «Здравствуй, родной (родная)! Хорошо, что ты уже дома!»

Так вы введете в свою жизнь важнейший принцип добрых и доверительных отношений с ребенком – принцип безусловного принятия.

Это значит, что вы любите ребенка не за то, что он красивый, умный, способный или похож на вас, а просто за то, что он есть.

Проголосуйте за статью
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *