Здоровый и умный ребенок

Как приучить ребенка к активному образу жизни, какие нагрузки предложить в том или ином возрасте, как долго он способен акцентировать внимание на спортивном занятии и что может отпугнуть его и надолго отбить желание даже от самой увлекательной активной игры?

Вот несколько советов родителям, стремящимся воспитать детей не только умными и эрудированными, но и здоровыми, красивыми, физически развитыми.

Советы родителям

К активности ребенка стоит приучать с самого рождения: массаж, динамическая гимнастика. Малыша обязательно нужно открывать перед кормлением, выполнять разведение ножек, поощрять различные виды двигательной активности, чтобы он пытался ползти и ручками, и ножками.

Здоровый и умный ребенокЕсли малыш слишком спокойный, не просит ничего, не требует, не вредничает — нужно задуматься: что-то не в порядке. Подобное поведение может свидетельствовать не только о слабом физическом развитии, но и быть признаком психических нарушений, вплоть до развития. К сожалению, в последнее время детей с этим диагнозом становится больше.

Стало модным заниматься с грудничками плаванием в бассейнах.

Это, безусловно, пойдет только на пользу. Но помните, не все дети одинаково расположены к тем или иным упражнениям на воде. Многие, скажем, не любят ныряние. Не заставляйте малыша делать то, что ему не нравится, не устраивайте «соревнований» (Саша, Маша хорошо ныряют, не боятся воды, а мой что — хуже?). Все надо делать спокойно, без лишнего рвения и суеты. Не любит ребенок нырять — тогда просто плаваем.

Еще один «писк моды» — закаливание малышей. Я сама приверженец закаливания и твердо уверена, что этим нужно заниматься с самого рождения.

Советую раз в день делать обливание (после чего тщательно вытереть малыша полотенцем) — это быстрее и безболезненнее, чем медленно опускать ребенка в холодную воду. Но что важно — родители должны верить, что делают ребенку только хорошо, сами принимать это. Если не будет веры — ребенок заболеет.

Возьмите на вооружение пальчиковую гимнастику. В руках очень много нервных окончаний, поэтому, развивая гибкость пальцев и кистей рук, мы способствуем скорейшему развитию других способностей и навыков.

Делайте вместе с ребенком какие-то фигуры из пальчиков (домик, рыбка, клювик), движения (вращаем — «вертолет», сжимаем-разжимаем — «сажаем капусту»). Сопровождайте гимнастику звуками и действиями: если «вертолет» — рычим, если «ветер» — дуем.

Считаем: «раз, два, три» и т.д.

В годик малыш уже должен уметь ходить (за ручку или самостоятельно), на носочках, пяточках (или хотя бы делать перекаты с носка на пятку), расставлять при ходьбе ножки пошире (как мишка), легонько приседать, поднимать предметы над головой, прятать их за спинку, делать наклоны. В год-полтора — ходить по линии, взбираться на небольшие ступенечки и спрыгивать с них. Брать и бросать предметы в цель.

Поднимать головку, делать прогибы, брать себя за ножки.

Используйте и развивайте эти навыки, занимаясь гимнасткой в игровой форме. Можно взять просто две палочки — и малыш уже работает двумя ручками. Учите его бросать, толкать перед собой большой мяч. С помощью этого снаряда делайте различные упражнения: положите ребенка животиком на мячик, чтобы он уперся в пол ручками.

Во-первых, у него уже работают мышцы рук и плечевые суставы, во-вторых, развивается навык: при падении он будет выставлять вперед руки и не разобьет себе голову. Посадите малыша на мяч, ножки в стороны — не будет проблем с тазобедренными суставами.

В два года ребенок должен свободно прыгать на двух ногах, учиться — на одной, поднимать высоко коленки и прямую ножку, делать глубокие приседания. Танцевать мини-танцы, выполнять какое-то задание в течение двух минут, прыгать на гимнастическом мяче с продвижением. При занятиях в этом возрасте особое внимание придавайте взаимодействию. Ребенок в игре должен реагировать на ваши команды, запоминать и окликаться на них. Т.е. главное правило — делать и говорить.

Разнообразьте занятия с помощью простейших спортивных снарядов: вращающиеся диски, гимнастические палки, обручи, ленты — лучше ярких расцветок. И включайте фантазию. Лентой, прикрепленной к маленькой гимнастической палке, можно «ловить рыбу», «рисовать деревья, кустики и травку» (приседая в процессе все ниже). Диск может превратиться и в «самокат» (одна нога на снаряде, отталкиваемся другой) и в «корону», которую нужно не просто надеть на голову, но и пройти, не уронив ее (развиваем осанку). Обруч — в «руль автомобиля» и «домик». Палка — если ее взять в руку и вращать пальцами — пропеллер, если хотите — Карлсон.

В три годика усложняем упражнения, подключаем силовую часть, делаем упор на выносливость. Дети уже знают цвета, формы, различают право — лево. Определенные задания выполняют уже три—четыре минуты, и им не надоедает. В этом возрасте малыши больше запоминают, и им уже становится неинтересно повторять одни и те же упражнения, поэтому нужно постоянно придумывать все новые и новые игры. В крайнем случае, постепенно усложнять то, что было раньше.

Соревновательный интереспроявляется ближе к трем годам. Детям становится интереснее сделать что-то лучше, быстрее, чем сосед. Поскольку не все развиты одинаково, обязательно найдется кто-то чуть более ловкий, сильный, координированный. Постоянные проигрыши могут обидеть и надолго отбить у ребенка охоту к занятиям спортом. Важно не пропустить этот момент и направить его в верное русло. Откажитесь от комментариев в стиле: «Маша бросила дальше, Саша проскакал быстрее». Делайте акцент не на детях, а на предметах, с которыми они занимаются: «Давайте посмотрим, какой мячик полетит дальше, — синий или красный».

Важный элемент занятий — музыка, но только не из советских мультфильмов. Дело в том, что именно эти мультики родители чаще всего показывают детям. А те, заслышав знакомую мелодию, тут же переключаются со спортивных занятий на обсуждение сюжета: «Эту песенку пела обезьянка», «В этом мультике волк гонялся за зайцем» и т.д. Настроить детей на рабочий лад после этого практически невозможно. Так что ищите или малознакомые диснеевские варианты сопровождения, или просто ритмичные мелодии, которые, впрочем, не должны утомлять малыша.

Лучших результатов дети добиваются, работая в коллективе. Поэтому занятия в специализированных клубах эффективнее, чем попытки наладить спортивный режим в домашних условиях. Даже если опустить то, что в клубах с детьми работают профессиональные тренеры по специально разработанным программам, а дома даже площадь квартиры не всегда позволяет развернуться, важно то, что при совместных занятиях у ребенка появляется чувство коллектива, он становится более дисциплинированным, в конце концов — вместе всегда веселее. В нашем клубе занимаются детки с полутора лет, но часто родители приводят малышей в возрасте год и три, год и четыре месяца. Идеальное количество детей на занятии — пять человек.

Если все же вы предпочитаете домашний вариант, помните, что перед активной фазой занятия следует провести разминку (в основном упражнения на растяжку) в спокойном ритме. Если ребенок быстро перевозбудится, он уже не будет ничего делать.

Также в спокойном ключе следует завершать занятие. Продолжительность домашней гимнастики: разминка и заключительная часть — 4—5 минут, основная часть — до 15 минут.

Старайтесь, чтобы снаряды, с которыми вы проводите гимнастику, не были постоянно на виду. Позанимались и сложите все в кладовку или на балкон. Детям быстро надоедает то, что они видят постоянно. И если, скажем, обруч будет доступен всегда, то скоро станет обычной надоевшей игрушкой. Радости и желания заниматься с ним в «спортивные минутки» уже не будет.

Домашние спортивные уголки (шведские стенки, кольца, канаты и т.д.) — на мой взгляд, абсолютно бесполезные предметы. И все из-за того же эффекта привыкания. Конечно, в первое время ребенок заинтересуется новинкой, но затем это станет настолько же привычным элементом интерьера, как стол, кресло или диван.

Покажите ребенку личный пример. Только в этом случае он будет активно и с интересом заниматься спортом. Старайтесь заинтересовать малыша, подвигнуть его на игру со спортивными элементами в любой мало-мальски подходящей ситуации. Скажем, гуляете в парке, устройте бег наперегонки до «того большого дерева».

Летом на собственном примере привейте ему интерес к велосипедным прогулкам, зимой — сходите в лес на лыжах или посетите каток. Проводя время с пивом на диване, требовать от наследников быть активными — откровенная глупость.

Проголосуйте за статью
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *