Вомен Лот

Уроки математики: практика и теория

Уроки математики: практика и теория

Казалось бы, что общего математическая фобия имеет с другими видами страхов, вроде боязни пауков или змей? Ранее ученые не могли истолковать эту проблему, объясняя ее сугубо психологическим феноменом. Как же сделать так, чтобы ребенок не боялся математики?

В 5-м классе усложняется математическая программа, многие дети перед выходом к доске для решения задач испытывают страх. Это связано с переживаниями и не уверенностью ребенка в том, что он справится этой задачей и боится получить неудовлетворительную оценку.

Откуда берется страх математики

Отвечая у доски, многие школьники сталкиваются с проблемой, когда из-за стресса притормаживается ход мыслей, отчего и допускаются ошибки в решении задач.

Причем подобной реакции может не происходить во время уроков химии и физики, которые казалось бы, по сложности не уступают математике, даже являются смежными.

Страх может настигнуть не с первых уроков обучения. Зачастую такая реакция возникает в средних и старших классах, когда усложняются задачи, многие не справляются с пониманием «тангенсов» и «котангенсов».

Родителям приходится искать репетиторов, чтобы ребенок посещал дополнительные курсы и получал зачеты, хорошие оценки, но страх и неуверенность все равно не проходят.

Учителя из детских кошмаров

Ребенок решает задачуЕстественно, все люди разные: у одних больше развиты способности к точным наукам, у других — к гуманитарным.

Дети до 10 лет обладают другой памятью, чем та, которую они обретают в старшем возрасте, потому малыши и школьники младших классов плохо воспринимают абстрактные понятия, но при этом проблем с языками не имеют.

Вот почему ребенку сложно понять, что такое «три плюс три», а вот «три кота и еще три кота» воспринимается легче.

Поколение, которое училось по советским учебникам, наверняка помнит задачку за 8-й класс: «Олень заметил упавшую в озеро ветку. За 10 секунд волна от ветки дошла до берега. Расстояние между соседними волнами было 10 см, а за 2 секунды было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко от берега упала ветка».

Наверняка, многие не помогли бы оленю. Математическая фобия с этого и начинается, когда родители и учителя ссылаются на лень и отсутствие способностей у ребенка вместо того, чтобы объяснить ему математику хотя бы на пальцах, чтобы он перестал ее бояться.

Еще лучше — просто подождать и уделить больше времени тем же языкам, раз это неплохо получается.

В итоге складывается такая ситуация: ребенку становится страшно делать то, что ему неясно.

Учитель полагает, что он глуп, ставит ему двойки, вместо объяснений задач и формул, чтобы избежать боязни математики.

Как определить, что у ребенка «математическая фобия»?

Ребенок читает учебникНа вопрос учителя: «Всем понятно?» — ученик кивает головой вместе с остальными одноклассниками, чтобы не выглядеть белой вороной. Эти «непонятно» с каждым уроком накапливаются в переполненной информацией голове, затем перерастают в комплекс выглядеть глупым.

На заключительной стадии развития фобии решающим фактором выступают родители и учителя, которые требуют от ребенка ответов на абсолютно непонятные вопросы. А если еще учитель строгий, голос повышает, при этом доступно для всех предмет не объясняет, а то и сравнения приводит с успешными одноклассниками, то страх предмета гарантирован.

Как показывает практика и результаты проведенных опросов, люди делятся на две половины: одни в школе были влюблены в математику и щелкали задачки как орешки, а другие не воспринимали этот предмет и боялись выходить к доске. А объединяет «трусишек» одно — боязнь учителя.

Зачастую от коллег и родственников можно услышать истории про школьную жизнь. Одни отмечают, что был плохой учитель, который оценивал совсем несправедливо. Что провоцировало нелюбовь к предмету.

Тем не менее, бывают очень хорошие учителя, которые наоборот, пытаются привить интерес школьников к этой науке. Считают, что повышать голос и сравнивать учеников — неприемлемо, это вызывает только негативный опыт и реакцию, выливающиеся в ненависть к предмету.

Зачастую в 5-м классе детей стараются приучить к дисциплине, создать имидж строгого учителя. Но именно строгого и последовательного, который будет авторитетом, а не непонимающего человека, готового бить по рукам указкой за непонимание материала.

Если дети не понимают задачи во время урока, но готовы подойти после, чтобы попросить объяснение — в этом большая заслуга учителя. Значит, он заинтересовывает учеников предметом, и не наказывает слепо за непонимание.

Советы родителям

Главное, чтобы учитель максимально доступно объяснял ребенку азы математики. Сегодня даже многие западные университеты предлагают помощь студентам, страдающим математической фобией.

Как раз «царицу всех наук» нельзя упускать в самом начале обучения, обязательно нужно объяснить, как не бояться математики. Поскольку одни схватывают на лету, а другим надо уделить больше внимания, то именно преподаватель должен помочь тем, кто отстает, а родителям стоит задуматься — не взять ли дополнительно репетитора.

Ведь пропустив по какой-либо причине несколько уроков географии, гораздо легче позже зазубрить названия столиц мира, чем выучить на зубок тригонометрические формулы, не понимая как их применять.

Но самое главное — сохранять оптимизм и поддерживать ребенка. Нужно чаще вовлекать его в ситуации, где познания в математике требуются в реальной жизни.

Например, на кухне, когда нужно взвесить продукты перед приготовлением обеда. И ни в коем случае не говорить о том, что в школьным времена тоже не понимали математику или не любили. Иначе, ребенок будет повторять эти слова у себя в голове и так же начнет относиться к урокам.

«Болезненный» предмет

Школьник у доскиВажно разделять ситуации, когда ребенок ленится, не желает делать уроки и не понимает, зачем вообще нужен этот предмет, а когда он страдает от математической фобии, не позволяющей добиться успехов в точной науке.

Такой страх может проявиться в любом возрасте, но у большинства учеников он возникает в 5-м классе. До этого они хорошо справляются с предметом: как правило, потому, что воспринимают его занимательным, интересным и полезным.

Затем учебный материал становится более абстрактным, изучение теряет прикладной характер. Дети разочаровываются, поскольку не могут усвоить сложные понятия, и это порой убивает их интерес к математике.

Если не предпринять соответствующие меры, боязнь перерастет в реальную фобию. Американские ученые утверждают, что математическая боязнь имеет под собой тот же нейрофизиологический фундамент, что и другие фобии.

Протестировав испытуемых, ученые определили, что в головном мозге происходит усиленная активация центра формирования эмоций и центра памяти. Одновременно падает активность участков, которые отвечают за рабочую память и обработку числовой информации.

Более того, предчувствие того, что в данный момент придется решить математическую задачу, привело у испытуемых к активации специфической зоны головного мозга, анализирующей прямую физическую угрозу и болевой опыт. То есть ожидание решения примеров для таких людей сродни ожиданию приема к врачу.

Исследователи надеются, что теперь при диагностике этой странной фобии можно руководствоваться не только психологическими признаками, которые часто бывают истолкованы неверно, но и подкрепить их нейрофизиологическим анализом.

Без математики — никуда

Учитель математикиБоязнь того, что человек не сможет решить математическую задачу, занимает в его рабочей памяти столько места, что на само решение остаются ограниченные ресурсы.

Стресс, вызванный таким беспокойством, ставит множество преград перед людьми, которые собираются поступать в вуз.

Ведь часто бывает, что школьник намерен поступать на архитектора, но из-за четверки по алгебре и страха перед поступлением с невысокими оценками и баллами отказываются это своих желаний из-за неуверенности.

В некоторых американских школах даже практикуют такой метод: во время очередного домашнего задания накануне дня, когда будет математика, ученики выкладывают на бумаге все свои переживания и ощущения, связанные с этим предметом.

Как побороть страх

Советы, которые помогут побороть страх математики:

  • Отказаться от практики решения задач по порядку. Сначала надо просмотреть всю работу или тест, затем начать с тех заданий, которые кажутся легче.
  • Отнеситесь к изучению предмета как к занятиям спортом. Тренироваться, и тогда успех со временем придет.
  • Обращаться к друзьям и близким за помощью в выполнении домашних заданий.
  • Помнить, что следующий учебный год — это новый год. Пусть в этом году с математикой не все получалось, а вот в следующем будет новый учитель, и может дела пойдут на лад.

Родители обязаны поддерживать детей в изучении математики, ведь это крайне важная дисциплина. Если дети не будут знать этот предмет, в стране будет меньше инженеров, ученых, а это серьезный повод для беспокойства.

Анна Маликова
Редактор статьи
Анна МаликоваСемейный психолог
Написано статей
19
Нет комментариев к данной статье.
Добавить комментарий:
Рекомендуем почитать